.........
Сила есть - ума палата.
Пользуясь своими способностями и специально разработанными изобретательскими приемами Иванов в своей жизни много изобретал для других по заказу. Работал на заграницу и для частных лиц.
- У меня было правило: заказывают одно изобретение, делаю три, заказывают три, делаю пять – на всякий случай.
Меньше всего Иванову понравилось изобретать для новых русских. Одно время у нью-рашенс была такая мода – подтверждать свой интеллект патентами на изобретения. Иванов за нуворишей изобретал и патентовал, а они потом гостям показывали.
- Страшные козлы, - делится впечатлениями изобретатель, - за лишнюю сотню долларов удавятся. Жадные, глупые. Сколько раз они меня кидали…
Хорошо, что Иванов – добрый человек, прощал придурков. А был бы злой, со своей силищей мог бы на части порвать обидчиков. Он ведь качок здоровенный! Еще со школы увлекся атлетизмом. А потом изобрел способ увеличения мышечной массы, повышающий эффективность тренировок двое. Без всяких стероидов и анаболиков. В результате накачался так, что смотреть страшно.
Теперь Иванов давно уже не ходит в качалку. Но организм добро помнит: после пятилетнего перерыва в тренировках, будучи на отдыхе в Испании, Иванов зашел как-то в качалку, навешал на штангу все блины, какие нашел в хилом тренажерном зале при отеле – получилось 125 кг. И легко выжал их двадцать раз подряд. Повторяю – после пятилетнего перерыва!.. А вокруг бегали испанские люди и удивленно кричали разными голосами.
Кстати говоря, тот замечательный способ тренировки, признанный изобретением, теперь так и называется «метод Иванова». Или по-научному, «Способ принудительного питания мышц».
- Существует всего 4 способа тренировок для наращивания мышечной массы. Динамический способ – это обычное качание железа - сокращение и расслабление мышц под нагрузкой. Изометрический (статический) способ, когда человек, напрягая мышцы, прикладывает усилия к статическому объекту – пытается сдвинуть стенку или оторвать поручень в автобусе. Третий - безнагрузочный метод Анохина, при котором человек сам напрягает и расслабляет мышцы - «без железа» и автобуса. И наконец четвертый - мой метод. Суть его в том, что каждому спортсмену подбираются индивидуально эластичные манжеты, которые надеваются на конечности. Они во время тренировок тормозят венозный отток крови, а артериальная кровь все также приливает, растет локальное кровяное давление и питательные вещества из крови нагнетаются в мышцы в больших количествах. Получается как бы принудительное питание…
Силищу свою неимоверную Иванов использует только в мирных целях. Никогда не дерется. Все время улыбается. Если его в метро толкают или на ногу наступают, он первым извиняется. Очень скромный человек. Но однажды на автобусной остановке нехороший пьяный дядька обидел маму Иванова дурным словом. Этого заслуженный изобретатель не выдержал – взял нехорошего пьяного дядьку да и закинул за сугроб. За это мама отлупила сына авоськой, приговаривая, чтобы он не вел себя на улице, как хулиган, а вел как приличный человек и людей за сугробы не кидал.
Любит Иванов и по-доброму пошутить над депутатами. Как-то в Думе ехал он в переполненном лифте. Рядом стояли люди со значками и что-то оживленно обсуждали.
- Прекратите разговаривать, вы же все-таки в лифте находитесь! – внезапно возмущенно сказал Иванов.
Депутаты тут же пристыженно замолкли, смутно догадавшись, что, видимо, нарушили какое-то ранее неведомое им правило приличия. А Иванов про себя похахатывал над особенностями людской психологии.
Он хорошо психологию понимает…
Империи создают школьные учителя…
За рубежами нашей отчизны Иванова знают больше, чем в России. Однажды его даже звали жить в Израиль – читать курс по изобретательству и издавать там учебники по развитию интеллекта. Изобретатель не поехал.
- Я подумал, что еврей Иванов – это все-таки некоторая натяжка… Теперь жалею, что не согласился. Мне ведь по сути предлагали разработку национальных программ, которые у меня давно готовы! У меня даже учебник «Педагогика изобретательства» есть в рукописи! Через десяток-другой лет, внедрив свои методики в учебные курсы школ и вузов, я мог бы реально повысить средний интеллект нации. А здесь это никому не нужно…
Он не врет и не преувеличивает. Что касается педагогики, то есть умения донести свои знания и методы до слушателей, тут Иванову равных, наверное, нет. Он прирожденный психолог и педагог. Какое-то время после вуза работал в школе учителем биологии. Это было еще при Советах. Школа была трудная, учились в ней дети из неполных семей, интернатские ребята. Так вот, практически весь класс этих оболтусов уже через год после прихода Иванова в школу участвовал в олимпиадах по биологии, забирая все (!) призовые места.
Любили его ученики. Хотя в самый первый день встретили Иванова в лучших традициях трудных школ. Когда новый учитель биологии скромно вошел в класс, класс демонстративно загудел. Учитель молча прошел к столу, сел за свое место и начал листать журнал. Он пережидал, зная, что бесконечно демонстрировать нельзя. И точно, вскоре повышенный гул стих до обычного. Учитель молча листал журнал, что-то писал. Потом вдруг неожиданно вскочил и почти крикнул:
- Почему в классе так душно?!
Класс обескураженно замер. А что тут ответишь? Вопрос-то явно не в тему. Возмущенный учитель между тем прошел к окну, открыл его, вернулся на место, снял пиджак (ну душно же!), повесил его на спинку стула и остался в рубашке с коротким рукавом. Потом сел за стол в позу роденовского мыслителя и с трудом дотянув кулак до лба через огромный бицепс, пригорюнился:
- Что же мне с вами делать?..
Класс молчал. Все – и девочки, и мальчики - раскрыв рты завороженно смотрели на гигантский бицепс. Времена были еще те, о культуризме и бодибилдинге мало кто слышал, Шварцнеггера советскому народу не показывали по идеологическим причинам, поэтому неожиданное явление героя-силача в обычном классе произвело на подростков шоковое впечатление. Уже потом, на перемене, они столпились вокруг учительского стола и каждый хотел потрогать неимоверного человека, просто прикоснуться к нему.
…Отказавшись от эмиграции в Израиль, Иванов позже не поехал в Германию, отказался от предложения уехать в Японию. И даже отверг предложение поработать на российские спецслужбы.
- Два часа со мной беседовали на Старой площади, обещали зарплату в 2000$, три дня я думал. Жена потом рассказывала, что эти три дня я ходил хмурый, ни разу не улыбнулся. И только потом, когда решил отказаться от их предложения, на моем лице впервые снова появилась улыбка.
- А кто тебя звал? И почему ты отказался?
- Не хотел ограничивать свою свободу. А беседовал со мной… Генерал один, забыл фамилию. Личный астролог Ельцина.
- Рогозин...
- Кажется, да… Но тайная работа и тайные обязательства – это не по мне. Я человек открытый.
- Тогда почему отказываешься от предложений уехать на открытый Запад?
- Наверное, потому, что мне сложно жить среди глупых людей. Когда я работал в американской компании, я порой еле сдерживался, чтобы не назвать из вслух «тупыми американскими животными».
…Поясню читателю, что после перестройки, когда привычный мир перевернулся, Иванов работал в представительствах зарубежных компаний сначала упаковщиком, потом менеджером по погрузочно-разгрузочным работам. Упаковщик – это вам не грузчик! Между упаковщиком и грузчиком примерно такая же разница, как между настройщиком пианино и пианистом. Работа упаковщика состоит в том, чтобы так мастерски упаковать антикварный шкаф, который на ладан дышит, чтобы его через полмира можно было провезти не разрушив ни одной финтифлюшки. Между прочим, работа – на грани искусства, нужно очень тонко вещи чувствовать.
И уже середине 90-х годов Иванов был признан лучшим упаковщиком Европы. А прежний лучший упаковщик - старенький итальянский мастер Джильберто, - приехав в Москву и увидев ивановскую работу, так растрогался, что подарил ему свой старый упаковочный нож, с которым всю жизнь не расставался. Со словами о том, что таких талантов земля еще не рожала… Впрочем, мы отвлеклись от американской тупости. Вернемся к ней.
- Я наблюдал их тупость буквально каждый день на фирме. Однажды я взял и при переезде упаковал полотенца в коробку из-под книг размером 33х33х44. Как раз влезло. Потом нашу бригаду грузчиков вызвала менеджер – американская девушка с университетским образованием (тамошним, естественно), показала полотенца, упакованные в коробку из-под книг и спросила: кто это сделал? кто за это несет ответственность? Я говорю: «Я, а что?» Оказывается, по инструкции полотенца при переездах положено паковать в так называемые чайные коробки размером 48х48х72.
Я отвечаю: но чайные коробки гораздо больше, в них останется пустое место. Машина будет перевозить воздух. К тому же коробка из-под книг стоит 3 доллара, а чайная – 6 долларов. То есть если я по инструкции упакую полотенца в чайную коробку, фирма понесет убыток в 3 доллара! И тут ее переклинило. Две программы в ее голове - логика здравого смысла и инструкция по перевозке полотенец - вступили в конфликт, и девушка зависла. Некоторое время она молчала, потом, с усилием преодолев себя, механическим голосом сказала: «Идите… И больше так не поступайте…» Как не поступать, осталось неизвестным.
Или вот случай. Грузчики разгружают во дворе три фуры. Подъезжает «Газель» со срочным грузом. Выходит американский менеджер и говорит: груз срочный, снимайте всех людей, пусть в первую очередь разгружают «Газель». 60 мужиков бросают фуры и стоят вокруг маленькой «Газели», курят, пока двое ее разгружают, потому что больше туда не поместится. Дурдом!
Или… Нужно перевезти кучу всякого барахла. Американский менеджер вместо огромной фуры заказал «Газель». Я его спрашиваю: какого хрена? А он отвечает: понимаешь, «Газель» маленькая, ее быстро загружать, а фуру долго. Пока фура загружается, «Газель» успеет несколько раз туда-сюда съездить… Блин! При чем здесь время загрузки! Да по Москве на такое расстояние надо час туда, час обратно. Теперь помножь эти два часа на несколько ходок! А большую фуру достаточно один раз было сгонять – час – и отпустить ее… Глупые американские животные!
Вот тебе еще случай. Однажды я по своей инициативе написал руководителю фирмы «Колгейт» аналитическую записку о том, что если они будут вести такую экономическую политику, их ждет если не крах, то огромный упадок.
- С чего это ты озаботился благополучием фирмы «Колгейт»?
- Потому что в мире я известен еще как ведущий специалист в области щетинно-щеточной промышленности, а «Колгейт» некоторые мои щетки изобретенные продает... Так вот, руководитель мне ни копейки не заплатил за эту работу, но страшно перепугался, заказал за большие деньги экономический анализ одной консалтингоой фирме. Фирма ему написала, что все у «Колгейта» в ажуре. Он успокоился. А потом грянул кризис. И где теперь «Колгейт»? Раньше их московский офис занимал целый пансионат, а теперь пару комнат на этаже. Их вытеснили с рынка!.. Я потом спросил у «специалистов» из той консалтинговой фирмы, зачем они обманули моего фирмача? Знаешь, что мне ответили?.. «Ну он же нам много денег за анализ заплатил, мы не могли его огорчать!»
- За счет чего же американцы выдерживают экономическую конкуренцию, если они такие тупые?
- Здесь за счет наших, которые работают у них в представительствах. А там все такие тупые, потому и конкурируют между собой… Как-то мне попалась статья о падении среднего интеллекта у американцев. Хорошая жизнь не заставляет их шевелить мозгами, выкручиваться, изобретать. Но они – богатая нация, могут позволить купить себе мозги за границей. И еще один фактор их феноменальной глупости – плохая генетика.
- Сейчас модно все генетикой объяснять. С чего ты взял, что у американцев – дурная генетика?
- А это видно даже невооруженным взглядом. Вот у нас, например, нет такого количества сверхтолстых людей, как в Штатах.
- Это да. Мне знакомая рассказывала, которая из Канады приехала, что там чуть не каждая третья 17-летняя девочка весит больше ста килограммов. Даже если не каждая третья, все равно – неимоверно жирных очень много.
- Дальше. В Америке почти миллион человек болеют волчанкой, а у нас об этой болезни даже не слышали!
- Что такое волчанка?
- Вот именно! Ты даже не слышал! А там – национальная проблема!.. Это такая очень странная болезнь, при которой иммунитет человека начинает вдруг бороться против собственных белков. Организм как бы отторгает самое себя. И человек умирает.
- Да, это уже чисто генетические сдвиги. Убедил! Худая у них генетика. Вот, кстати, еще лыко в строку - по статистике в Америке полтора миллиона детей за год подвергаются сексуальному насилию в собственных семьях. А в России – всего полторы тысячи. Разница – в сто раз. И еще мне пару лет назад встречались данные, что в США удельное число сексуальных маньяков на порядок выше, чем в Европе. Поведенческие аномалии - это тоже генетика… Но почему такое? Ведь там плавильный котел, сплошные гибриды, которые считаются в биологии наиболее устойчивыми.
- Мне кажется дело в истории. В Америку после ее открытия стекались, в основном, отбросы - те, кто не нашел своего места на родине. Худшие люди, худшие гены…
- Возможно, свою роль играет язык. Английский язык – простой, аналитический. Русский сложный, синтетический… Один наш мат чего стоит!
- Не один русский язык является синтетическим. И китайский, например, тоже.
- Недаром в Америке работают целые группы наших и китайских изобретателей, конструкторов, программистов… США импортируют мозги, потому что своих нет. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда образовательные системы наших стран – России, Китая, Индии - работают на Америку, делая ее всемирной империей.
- Возникает резонный вопрос: если мы такие умные, какого хрена мы такие бедные?
- Типично американская поговорка. Это они весь ум измеряют деньгами. Между тем, было множество публикаций о том, что интеллект и материальный успех не связаны напрямую. Вот, например, крысы. Они имеют похожую на нашу социальную иерархию. Опыты показывают, что самые умные крысы занимают в иерархии не первые, а вторые-третьи позиции. Я думаю, это позволяет им не растрачивать свою физическую энергию на поддержание социальной иерархии, пользуясь при этом почти что всеми благами, которыми пользуются альфа-особи.
- Я подумаю над этим.
Светлый путь.
- Давай вернемся к главному. Насколько я понял, изобретательские и педагогические методики, которые ты разработал, являются широко воспроизводимыми. То есть можно научить изобретать практически любого?
- Да. По моей программе начинали изобретать дети 6-12 лет. Причем, порой они делали вещи, сути которых даже я сначала не понимал, только потом доходило… Это, быть может, выглядит фантастически, но система по производству гением… ну скажем скромнее – талантов - реально работает! Обучить изобретательству действительно можно. Также, как можно научить считать или играть на скрипке любого. Считать могут все, но не все становятся математиками или скрипачами. Но для того, чтобы получить сильную школу математики (а русская математическая школа самая сильная в мире), нужно было учить математике и алгебре ВСЕХ детей в стране!.. Чтобы получить много олимпийских чемпионов, нужна широкая сеть секций. Так у нас в стране и делалось. Мы построили тотальные сети по вылову лучших. И я предлагаю теперь эти сети усовершенствовать.
У нас одна из самых мощных школьных программ по точным и естественным наукам. Именно потому в области научной СССР и шел впереди планеты всей, несмотря на полную неэффективность своей экономической модели. Смотрите, у нас все паяют, ремонтируют автомобили, строят дачи… Благодаря образовательной системе, которая дала необходимую базу.
При этом наше сегодняшнее школьное образование, как, впрочем, и общемировое, имеет один существенный недостаток - оно учит детей решать типовые задачи по алгоритмам. Я же предлагаю ввести принципиально иной, «параллельный» курс – умение решать нетиповые задачи. Что это даст? В жизни полно нетиповых задач, перед которыми люди пасуют, разбиваются судьбы… А изобретательность, то есть умение решать задачи нетривильно может помочь человеку не только в области техники или науки, но и в бизнесе, политике, искусстве, экономике, в личной жизни…
- То есть тотальное внедрение подобных разработок в школах и вузах в виде предмета, может лет через десять повысить средний коэффициент интеллекта нации?
- Что приведет к общему повышению конкурентоспособности той страны, которая эту систему внедрила… Только я бы не употреблял здесь словосочетание «коэффициент интеллекта». IQ – американская причуда. И все с их легкой руки считают, что IQ отражает интеллект человека. Хотя даже Айзенк, который придумал тесты на IQ, признавал, что этот коэффициент лишь косвенно связан с интеллектом.
- Я когда-то решал эти тесты, и у меня получился довольно высокий коэффициент интеллекта. Ты хочешь меня огорчить? С чем же тогда связан Ай Кью, если не с интеллектом?
- С умением решать те или иные типовые задачи! Между прочим, статистические данные показывают, что никто из тех, кто имел высокий IQ, не достиг вершин в жизни. Даже тривиальный тест на зефир дает большую надежность предсказании будущего успеха ребенка – в 90% случаев.
- Что за тест на зефир?
- Есть такой в психологии. Его проводили среди детей старшей группы детского сада. Перед ребенком ставят тарелку с одной зефиринкой и говорят: если ты не съешь зефир, пока тетя отлучится минут на десять, то получишь еще один зефир. А если съешь – не получишь. Большинство детей сразу после того, как тетя вышла, съедали зефир. А вот те дети, которые удерживались и не ели зефир, чтобы позже получить двое больше, становились впоследствии удачливыми бизнесменами, политиками, учеными.
- И чем же можно заменить IQ?
- А я придумал принципиально иную систему тестов, по которой можно будет определять IIQ – коэффициент изобретательского интеллекта… Знаешь, что самое смешное - по всем этим вопросам у меня уже написано несколько книг. Вот только никто не публикует их. Неинтересно никому... Ладно, обойдемся. Я теперь накопил денег, решил - сам их издам.
- Боюсь, ты опередил свое время, Леонардо.
- Быть может. С печалью я гляжу на ваше поколенье…
Александр НИКОНОВ
http://razgovor.org/interviu/